Позиция экспертов ведомственной охраны РЖД по вопросу профстандарта “Инкассатор”
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю позицию специалистов ведомственной охраны Росжелдора.
Стандарт может быть издан только во исполнение законодательства Российской Федерации. Неофициальные, не стандартизированные понятия и термины в стандарте не применяются. В тексте стандарта должна использоваться одна терминология. Однако, при анализе проекта Стандарта выделяются одновременно несопряженные понятия «инкассируемый объект», «охраняемый объект», «охраняемый груз», «груз, отнесенный к государственной тайне», «инкассируемый объект (охраняемый груз)».
Считаем, что инкассация денежных средств и охрана иного движимого имущества (грузов) в процессе перевозке не являются тождественными процессами, прежде всего с позиции нормативного правового регулирования. Соответственно, недопустимо объединять их в стандарте под наименованием «Инкассация» по формальным признакам.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (п.5 ст. 5) устанавливает, что к банковским операциям относится, в том числе инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
В Положении Банка России от 29.01.2018 № 630-П “О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации” разделяются: перевозка наличных денег кассовыми работниками либо инкассаторскими работниками, а также инкассация наличных денег инкассаторскими работниками.
Соответственно, инкассация является видом охраны движимого имущества, вместе с тем специализированной лицензированной деятельностью, отнесённой к банковским операциям, к которой применяются особые правила, и осуществляемой специальными организациями.
При этом, например, охрана денежных средств, ценностей, служебных документов (при их хранении или транспортировке владельцем или его представителем) может осуществляться подразделениями ведомственной охраны и ФГУП «Охрана» Росгвардии с учетом законодательства Российской Федерации и совместных организационно-распорядительных документов, которыми регламентируются вопросы инженерно-технической укрепленности помещений и оборудования их средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, обеспечения сохранности ценностей, выделения специализированного автомобильного транспорта или железнодорожного подвижного состава, определения маршрутов движения (основного и запасного).
В этом случае этот вид охраны является одним из частных видов охраны движимого имущества (грузов), осуществляемых стрелками ведомственной охраны Росжелдора постоянным или сменным способом по всей стране.
Согласно статье 5 Федерального закона «О ведомственной охране» порядок организации деятельности ведомственной охраны, в том числе при осуществлении физической охраны объектов, охраны объектов с использованием технических средств охраны, охраны имущества при его транспортировке, определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 7 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540, приказом Росжелдора от 21.09.2010 № 400 утвержден Порядок организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, в котором определены вопросы организации охраны денежных средств, ценностей и служебных документов.
Ведомственная охрана Росжелдора не инкассирует денежные средства и не является их перевозчиком, следовательно, не может одобрить подход, ведущий к фрагментации, согласно которому работники ведомственной охраны будут обязаны проходить оценку квалификации по неосновному виду деятельности для допуска к работам, имеющим отношение, прежде всего, к охране специальных и иных грузов, охраняемых в обязательном порядке, перечни которых утверждены Правительством Российской Федерации и Минтрансом России,
С учетом численности работников, задействованных для охраны грузов и иного движимого имущества (несколько тысяч человек) и возможных финансовых затрат (десятки миллионов рублей) и непроизводственных затрат рабочего времени персонала, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» выступает против разработки проекта Стандарта в виде, представленном для обсуждения.
Учитывая изложенное, предлагается разработать отдельный стандарт «Инкассатор», учитывающий особенности деятельности только инкассаторских работников, функции которых определены Положением Банка России от 29.01.2018 № 630-П.
По нашему мнению функции работников частных охранных предприятий, осуществляющих охрану ценных грузов, должны найти отражение в проекте приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Работник в области частной охранной деятельности», разработанном Независимым научным фондом «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», в котором они не нашли отражения (размещен на сайте https://regulation.gov.ru/ ID проекта: 01/02/06-19/00092043)
В качестве дополнения, считаем, что использованные в пояснительной записке к проекту стандарта ссылки на услуги, оказываемые телохранителями, являются излишними.
С уважением,
начальник отдела нормотворческой деятельности
федерального государственного предприятия«Ведомственная охрана
железнодорожного транспорта Российской Федерации»
Палагута Сергей Николаевич
№ тел. (499) 262-12-71 доп. 1502; ж.д. – 2-12-71 доп. 1502