Интервью Руководителя СКР по вопросам охраны детей в школах
20 сентября 18-летний студент-первокурсник устроил стрельбу в Пермском национальном исследовательском университете, жертвами которой стали шесть человек и около 40 пострадали. Почему в учебных заведениях все чаще происходят такие трагедии, какое влияние оказывают интернет и социальные сети на молодежь, как защитить детей и какие нужны меры, чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, в интервью ТАСС рассказал председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
— Александр Иванович, как вы считаете, что все-таки является первопричиной подобных трагедий?
— Прежде всего, хотел бы выразить глубокие соболезнования всем семьям погибших и пострадавших в Пермском государственном национальном исследовательском университете. На людей было совершено вооруженное нападение, это большое горе для каждого гражданина нашей страны. Желаю скорейшего выздоровления пострадавшим. Следственный комитет России поддержит студентов и их родителей, переживших эту трагедию.
Основные причины этого и других подобных случаев связаны с тем, что подростки не получают достаточного уровня воспитания, культуры. Многие нравственные ценности и ориентиры у них размыты. Главным стремлением стало получение любым путем материального достатка. Интернет, телевидение, социальные сети стали таким источником воспитания, который культивирует насилие, равнодушие к проблемам сверстников, безнравственность. Детей надо вытаскивать из интернета, а не погружать их туда за бюджетные деньги.
— На ком, по вашему мнению, должна лежать ответственность за случившееся?
— К сожалению, уроки из предыдущих трагедий не извлечены, выводы не сделаны. Как и прежде, при других подобных происшествиях в обществе возникают вопросы к правоохранительным органам. Это справедливо, но, к сожалению, приходится констатировать и то, что профильные государственные органы, которые уполномочены заниматься не только образовательным процессом, но и воспитанием нашей молодежи, по-прежнему не принимают достаточных мер по своему основному направлению деятельности. Ранее я неоднократно предлагал активизировать работу действующей уже несколько лет организации “Российское движение школьников”, которая должна помочь в этих вопросах. Но у кого бы ни поинтересовался, мало кто слышал про это движение. А какие им принимаются меры и реализованы инициативы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей и подростков? Деятельность этой организации носит скорее формальный характер и так и не приобрела всеохватывающий характер и не может оказать никакого позитивного влияния на формирование у молодежи нравственных ориентиров.
Мы неоднократно призывали руководство Министерства культуры, Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения к конструктивному диалогу, но безрезультатно. Подобные нападения продолжаются, люди гибнут. За последние годы совершено около десятка нападений на учебные заведения в различных регионах.
Совсем недавно был в Перми, встретился со студентами университета, где произошла трагедия. Ребята в растерянности, обеспокоены и не знают, что делать, как жить дальше, не чувствуют себя в безопасности.
— Видите ли вы основную проблему произошедших трагедий в том, кого подростки героизируют?
— Если молодежи некому дать правильные ориентиры и ценности, она будет смотреть на то, что вокруг, а это зачастую корысть, эгоизм, злость и ненависть. Все это способствует формированию определенных качеств личности и, как следствие, приводит к агрессии.
Подростки ориентируются на героев компьютерных игр, которые решают проблемы “просто” — ликвидируя оппонента. Сейчас к этому добавилась масса различного негативного контента в сети Интернет. В погоне за прибылью и славой блогеры создают видеоматериалы издевательств над людьми, совершают сомнительные поступки, зачастую противоправные. Их посты просматривают миллионы подростков, которые могут последовать дурному примеру. О чем говорить, если даже в театральных постановках и художественных фильмах, финансируемых государством, создаваемых якобы с благой целью, умудряются исказить классику, делая главными героями произведений тех, кто недавно открывал стрельбу в школе? И какие ценности могут сформироваться у подростков, которые смотрят все это? Ответ очевиден. Часто читая новости о той или иной выставке или постановке, суть которых возмущает общественность, я даю поручения обратить на них внимание, изучить, ведь речь идет о наших ценностях, лишившись которых, мы потеряем человечность.
Это большая проблема современного общества. Мы привыкли говорить, что дети — наше будущее. А в сложившихся условиях мы видим ситуацию, при которой не может идти и речи о формировании здоровой психики и общепринятых норм поведения у этих людей. Стремление к материальным благам — это нормально, но готовность при этом пойти на нарушения закона и морали ни к чему хорошему не приводит.
— Известно, что аналогичные нападения совершались и в учебных заведениях других регионов, в основном в школах. Проводились ли исследования, показывающие, кто наиболее подвержен подобному поведению? Влиял ли на это интернет?
— На основании проведенного Следственным комитетом анализа мы пришли к выводу, что основную группу риска совершения указанных преступлений составляют несовершеннолетние в возрасте с 13 до 16 лет либо недавно достигшие совершеннолетия. У таких подростков наблюдалась проблема социализации, трудности в общении со сверстниками, которые чаще всего проявлялись в субъективном неприятии себя в обществе. Причем далеко не всегда имела место травля, издевательства или физическое насилие со стороны одноклассников.
Чаще всего проблема социализации носила характер противопоставления себя обществу, нежелания, неумения общаться с окружающими, была связана с субъективным ощущением своей необычности, обособленности, избранности или прямым агрессивным отношением к ровесникам. Все эти несовершеннолетние были зарегистрированы в социальных сетях. Именно там они получили информацию о способах и механизме совершения преступлений. В закрытых группах происходит объединение участников, формирование у них чувства принадлежности к группе единомышленников, ощущения идентификации с “избранными”, противостоящими “обычному” большинству людей. Деструктивная информация, получаемая подростками в Сети, ведет к тому, что насилие в умах детей становится естественным и нормальным, к тому же они видят, что нападавшие превращаются в героев в СМИ и соцсетях. В этом и есть большая опасность.
Также надо обратить внимание, что у этих антигероев, стреляющих в учебных заведениях, очень быстро появляются единомышленники. Они в буквальном смысле их защищают, считая чуть ли не жертвами обстоятельств, собирают средства для их поддержки, пишут положительные комментарии в соцсетях. Такие ложные оценки молодежью происходящего тоже опасны, и с этим надо работать. Резонанс, возникший после случая в Перми, сподвиг и других несовершеннолетних к желанию повторить подобные действия. На днях следственными органами были инициированы проверки сведений из социальных сетей о готовящихся аналогичных преступлениях в Ростове-на-Дону и Вологодской области. В Красноярском крае предотвращено нападение на техникум и задержан молодой человек, который намеревался совершить подобное.
— А сами учебные заведения должны решать такие проблемы?
— Они должны активнее участвовать в этом процессе. Говорю об этом потому, что тема актуальна и для нас, ведь в Следственном комитете достаточно развитая сеть образовательных организаций. После трагедии в Казани, где в мае этого года были расстреляны девять учеников, руководство образовательных учреждений по всей стране обязано было усилить меры безопасности школьников, студентов и преподавателей, повсеместно внедрив системы видеонаблюдения и электронного допуска в здания, рамки металлоискателя, тревожные кнопки. Обеспечить комплексное взаимодействие на этом важнейшем направлении с представителями всех правоохранительных органов. Однако этого сделано не было. Трагедия в Перми показала отсутствие у ответственных лиц администрации и персонала четкого алгоритма действий в экстремальных ситуациях.
Отмечу также, что для предотвращения молодежной и подростковой агрессии Следственный комитет неоднократно выходил с инициативой увеличения штатной численности и финансового обеспечения психологической службы в образовательных организациях. Квалифицированные психологи, владеющие инновационными способами и технологиями профилактики противоправного поведения, могут своевременно принять меры оказания психолого-педагогической помощи обучающимся.
Необходимо также усилить государственный контроль за работой частных охранных предприятий, которые обеспечивают безопасность образовательных организаций, и тщательнее проверять их готовность выполнять свои функции. Повсеместно ввести единые стандарты охраны, в том числе по оснащению средствами защиты — видеонаблюдением и сигнализацией. Следует также существенно повысить и качество предоставляемых охранных услуг, в первую очередь техническую оснащенность сотрудников охраны. Кроме того, уже неоднократно говорилось о том, что критерием отбора частных охранных организаций должна стать не низкая стоимость услуг, а квалификация сотрудников.
При этом родительские комитеты должны активнее контролировать качество предоставляемых охранных услуг. Это весьма действенный инструмент, так как претензии, которые нередко справедливы, приводят к проверке деятельности ЧОПов. А результатом этого может стать аннулирование лицензии.
— Еще будучи школьником, молодой человек из Перми угрожал учителю. Почему это никто не воспринял всерьез?
— Это хороший вопрос. Конечно же, в рамках уголовного дела следователи изучат, что это были за угрозы, где и как он их высказывал, допросят свидетелей. Очевидно, что подобными репликами уже никого не удивишь, многие привыкли слышать негатив разного рода. И в этой ситуации могу предположить, что, с одной стороны, сверстники, которые слышали от него подобное, просто не восприняли эти слова всерьез. С другой — они были сосредоточены лишь на себе, проблемы других их не волновали.
Мы понимаем, что на такие слова и высказывания должна быть совершенно иная реакция и конкретные действия. Ведь человек не может говорить о желании убить кого-то просто так. Как правило, есть конкретные причины — недовольство поведением других, собственной жизнью, нереализованные мечты, зависть, другие факторы. Но подобные проблемы можно урегулировать в ходе нормального человеческого общения, работы психологов, помощи друзей и близких. И надо делать все, чтобы внутренние психологические проблемы решались именно таким путем.
— Сейчас в нашей стране и в мире продолжаются процессы цифровизации. К этому относятся по-разному. Как вы считаете, это явление может способствовать безопасности детей, если проводить уроки онлайн?
— Цифровизация помогает в достижении многих целей и упрощает отдельные процессы, что, несомненно, положительно, но при этом она упрощает сознание и поведение людей. Онлайн-коммуникация при отсутствии личного общения также может иметь негативные последствия. Важно работать с молодежью еще на этапе формирования у нее индивидуально-психологических качеств личности. Этот процесс идет гораздо эффективнее в ходе непосредственного общения в социальной группе.
Вспомните, как жили раньше? В Советском Союзе существовали студенческие отряды, члены которых принимали участие в строительстве различных объектов, организовывались пионерские лагеря. Сотни тысяч студентов ежегодно были задействованы в молодежном движении. Сейчас это движение продолжает работу в рамках общественной организации, но его масштабы нужно увеличивать.
Другой вопрос связан с получением высшего образования. Ранее оно было полностью бесплатным, сейчас все больше студентов в престижных вузах обучаются именно на платной основе. Для общества важна доступность качественного высшего образования.
Необходимо обеспечить студентов достойными стипендиями, активно развивать студенческое самоуправление. Это откроет перед ними возможности активного участия в жизни вузов и научит не только высказывать свою точку зрения, но и слышать мнение окружающих, решать проблемы сообща. Уверен, что тогда у молодых людей будут совершенно другие взгляды на себя и окружающих.
— Давайте подведем итоги. Какие из уже перечисленных мер вы считаете ключевыми?
— Во-первых, активно продолжать реформирование системы образования. Усилить его воспитательный потенциал, для чего следует последовательно увеличивать финансирование образовательных учреждений, повысив престиж профессии преподавателей и психологов. Огромное значение имеет уровень взаимного доверия детей, их родителей и педагогов. Если он высок, эффективность профилактики девиантного поведения подростков и предупреждения проблемных ситуаций в межличностном общении возрастает. К этому нужно стремиться.
Во-вторых, принять дополнительные меры по защите молодежи от информации, угрожающей ее благополучию, безопасности и развитию. А также к предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с манипулированием сознанием граждан, в том числе несовершеннолетних, через социальные сети. Необходимо в кратчайшие сроки принять обновленную Концепцию комплексной информационной безопасности.
В-третьих, ввести ограничения на демонстрацию на общедоступных федеральных каналах сцен насилия, жестокости, различных проявлений аморализма и безнравственности, исключить различные ток- и реалити-шоу, десоциализирующие молодежь. Связь между ними и агрессией доказана давно, как и влияние подобных трансляций на преступность среди молодежи, интеллектуальное развитие несовершеннолетних. Не секрет, что многие из них с головой уходят в социальные сети и компьютерные игры, напрочь забывая о реальной жизни. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети и подростки научились различать, как писал Владимир Маяковский, “что такое хорошо и что такое плохо”. Для этого необходимо активнее распространять социальную рекламу, пропагандировать здоровый образ жизни и занятия спортом.
В-четвертых, необходимо широко внедрять постоянное психологическое тестирование учащихся образовательных учреждений для профилактики правонарушений в молодежной среде и выявления групп риска.
И наконец, поощрять и развивать детские и молодежные движения, принять меры к возрождению и модернизации общероссийских спортивных мероприятий. Причем исключительно на любительском уровне для подростков и молодежи с введением премиального фонда, что позволит молодежи расходовать свою физическую энергию и одновременно резко увеличит число участников, усилит их мотивацию к победе.
Мы должны идти по пути формирования высоконравственных ценностей у молодежи, четких жизненных ориентиров, чтобы они могли ставить цели в жизни и при этом адекватно анализировать и оценивать различные ситуации и поступки других лиц. Заботиться и замечать проблемы тех, кто рядом, понимать, когда и как нужно оказывать помощь товарищам, привлекая к этому процессу взрослых и специалистов.
В завершение отмечу, что бережное отношение к подрастающему поколению сегодня имеет для нашей страны ключевое значение, ведь именно молодежь — это главный потенциал современной России, который обеспечит динамичное развитие нашей страны. Даже оказавшиеся в страшных условиях блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны люди заботились о детях, старались не только защитить и сохранить им жизнь, но и воспитать поколение, достойное своих предков.