Отраслевая охранная квалификационная система 2023

Отраслевая охранная квалификационная система 2023

Отраслевая охранная квалификационная система 2023

Отраслевая система охранных стандартов закончена разработкой СПК НСБ в 2022 году и приведена к требованиям Приказа Минтруда № 410 от 11.07.2022г. Система рассчитана на работников, оказывающих услуги /проводящих работы по обеспечению безопасности/охране как с использование оружия, так и без него. Перспективный  объем рынка до 1 млн. работников (учитывая специфику  пост СВО периода), включая казаков и самозанятых граждан, оказывающих услуги по обеспечению безопасности в режиме НПД.

Три охранных ПС сопрягаются с тремя ГОСТ Р на профильными услуги. Потребитель имеет возможность сопоставить квалификационные требования с требованиями стандарта на производимую работу или называемую услугу.

Если работодателю не требуется вооруженный работник охраны ( то есть, если действия работника по тревоге не входит задача применять оружие или физическую силу, а только подать сигнал с рабочего мета (поста), то его должность связана исключительно с функциями обеспечения безопасности. Данная ситуация характерна для большинства охранных задач в любой сфере экономической деятельности, где требуется обеспечение установленного порядка в местах массового посещения людей.

К таковым в первую очередь относятся торговые центры, банки, транспортные узлы, метро, школы, больницы, спортивные сооружения и т.д. То есть, на любом объекте антитеррористической защищенности использование  вооруженной охраны на постоянной основе запрещено.  Именно для этой категории работников предусмотрена квалификация “Работник по обеспечению безопасности”. Она прошла согласование в НАРК и готова для принятия НСПК. Самозанятые граждане и реестровые казаки ( это примерно 450 тыс. работников) выполняя работу по охране общественного порядка по Закону №44-ФЗ   и оказывая услуги по обеспечению безопасности могут быть квалифицироваными на уровне 2. Таким образом, для обеспечения безопасности объектов с массовым пропускным режимом не вооруженный работник имеет квалификацию 2 уровня и может работать на любых объектах с массовым посещением без переквалификации. Если работодатель выбирает вооруженную услугу, то в зависимости от предмета труда (охраняемого объекта) он может выбирать квалифицированный персонал под решение задач, предусмотренных ГОСТ Р на тот или иной вид услуг.

Охранная квалификация “Охранник” 3 уровня имеет  описание своих трудовых функций, а его деятельность регулируется “Законом о частной охранной деятельности” как для любого работника, имеющего федеральный статус частного охранников, на основани которого он может использовать табельное (установленное для использования на рабочем месте) вооружение и физическую силу.

При этом работнику – охраннику не запрещается иметь квалификацию 2 уровня, которая позволяет ему работать на объектах с массовым посещением.

Охранные квалификации 4 уровня переназначены для охранников, в чьи тупые функции входит руководство группой охраны и  для работников, чьим предметом трудовой деятельности является объект обладающий дееспособностью – телохранители и инкассаторы ( ПАО Сбербанк и РОСИНКАСС Банка России). Трудовые функции данной категории связаны с повышенной ответственностью и имеют более сложные протоколы действий как при сопровождении, так и в действиях по различным видам тревог.

Охранные квалификации 5 уровня соблюдают тот же принцип разделения предметов труда.  Для руководителей охранных организаций или подразделений объектовой охраны при похождении НОК практическая часть экзамена предусматривает создание образцов служебной документации, экзамены по применению оружия, спецсредств, физической силы и оказания первой помощи не предусмотрены. При необходимости руководитель может пройти НОК для необходимой в его работе должной квалификации ( 3 или 4 квалификационные уровни).

Охранные квалификации 6 уровня предназначены для руководителей подразделений инкассации и обеспечения лично безопасности.

Квалификационные требования

СПК НСБ также разработаны и квалификационные требования для проведения НОК, которые являются готовым предметом для согласования и утверждения. От 2 до 6 квалификационного уровня для каждой охранной квалификации предусмотрен профильный теоретический тест . Практический экзамен – типовой, но в зависимости от выбранной квалификации отличается пропорционально возрастающими нормативными требованиями.

Данный прием проведения НОК является сквозным, что позволяет любому соискателю, при условии сдачи теоретической части НОК получить квалификацию по ее фактическим результатам. Таким образом, система охранных квалификации позволяет работникам постоянно повышать свой профессиональней уровень и проходить переквалификацию только при смене вида охраняемого объекта. Квалификация высшего уровня за исключением руководящих должностей (квалификационный уровень 6) позволяют работать с трудовыми функциями низших по отношению к имеющейся квалификации.

 

Сравнительная таблица текущих  и должных требований к охранным квалификациям.

 

прим. В данной таблице не указаны квалификационные требования для квалификации инкассаторов, которые используют автоматической оружие.

Nota Bene

СПК НСБ обращает внимание коллег на то обстоятельство, что при разработке ПС, предусматривающих охранные трудовые функции, необходимо учитывать соответствие квалификационного уровня каждой ОТФ в “ведомственных” ПС на указанные квалификационные уровни во избежание противоречий в общей системной трактовке. Так, в соответствии с Приказом № 148-н  6 увесь квалификации соответствует трудовым функциями начальника охраны (прикрепленному) Президента Российской Федерации, а 7 уровень квалификации в практике обеспечения безопасности соответствует начальнику отдела ФСО.

 

 

№148н. Уровни квалификации

 

Сопряжение отраслевых охранных задач

На каждой освобожденной в  ходе СВО территории начинает действовать российское законодательство. Для обеспечения должного функционирования, восстановления и развития новых территорий основной законодательной базой является трудовое законодательство, включающее в себя ТК РФ и Национальную систему квалификаций (НСК) . В рамках действующего законодательства бывшие воины имеют право оказывать востребованные мирной жизнью охранные услуги и организовывать свои охранные организации.

СПК НСБ единственный из состава НСПК, чья профильная деятельность связана с охранными стандартами. Объем работников охранных квалификаций с учетом статуса и особенностей периода “пост СВО”,  составляет до миллиона работников.  Охранные стандарты являются характеристикой квалификаций для специалистов (работников), чьи трудовые функции связаны с использованием оружия, спецсредств и применением защитных приемов физической силы.

Сложившаяся практика работы Советов, входящих в  НСПК показывает, что вопросы обеспечения безопасности и охраны существует практически в любом отраслевом Совете (регистрируемые в  профильной сфере экономической деятельности) . В компетенции  Советов входят области квалификации работников имеющих рабочие места, которые классифицируются как места  массового посещения людей или производственных, логистических площадей, подлежащих охране. Именно эти объекты имеют паспорта антитеррористической защищенности и разделены на категории.  К ним относятся прежде всего, объекты ТЭК, производственные предприятия любого профиля, заводы, банки, школы, спортивные сооружения, больницы, городская и транспортная инфраструктура, спортивные сооружения и многие другие объекты и процессы, которые для обеспечения своих задач требуют введения режима допуска и обеспечения как внутреннего, так и общественного порядка.

Ряд Советов имеет  утвержденные профильные стандарты  или проекты ПС, предметом туда которых является обеспечение установленного порядка на объектах экономической инфраструктуры. Это ПС “Специалист ведомственной охраны объектов нефтегазовой отрасли” разработанный СПК в нефтегазовом комплексе и ПС “Контролер-распорядитель” разработанный СПК в сфере физической культуры и спорта”, ПС “Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации” от СПК воздушного транспорта.

Ряд проектов существует и в СПК, связанных с транспортом, в частности с метрополитеном. Общей проблемой создания разнонаправленных ПС является их сопряжение по уровням квалификации и фрагментация по предмету труда. Идентичные трудовые функции не могут иметь разные квалификационные уровни, точно также как и условия переквалификации работника при смене объекта труда, но сохраняющая его трудовые функции, нарушают право гражданина на свободный труд. Например, ТФ по охране станций метрополитена ( невооруженная) требует от работника  тех же самых навыков и умений параметры как и охрана школ или больниц или объекта ТЭК.

Но при наличии у работника одной квалификации ( например, по охране объектов ТЭК) для того, чтобы он смог охранять  аэропорт, станцию метро, причал или спортивную арену, ему требуется возмездно пройти еще одну НОК и получить еще одну квалификацию. Подобная ситуация со стороны государства не только нарушает ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей право на свободный труд,  но и имеет признаки навязываемой услуги.

Чтобы избежать этой коллизии СПК НСБ разработал систему охранных квалификаций, которая нивелирует вышеуказанные противоречия. В первом квартале 2023 года Совет предложит коллегам по НСПК совместно обсудить, актуализировать, утвердить и  использовать не только наименования квалификаций, но и квалификационные требования к ним.

Для организации охранной НОК на федеральном уровне вполне логичным с точки зрения СПК НСБ будет делегирование полномочий охранного ЦОК единой организации, которая имеет достаточный потенциал для организации и проведения НОК не только на территории России, но и присоединенных в результате СВО территориях. Единая система охранных квалификаций (СОК) позволить кадровым подразделениям любой организации заключать трудовые договора в кратчайшее время, в соответствии с ТК РФ т главное, без дополнительной переквалификации работников.

В настоящее время СПК НСБ с обновленным руководством работает над актуализацией ПС “Охранник” и ПС “Инкассатор”, что обусловлено проведением СВО и новой концепцией роли и места частной охраны в обеспечении обороноспособности страны.

В частности, Совет предполагает, что участники СВО  при наличии документов, подтверждающих данный социальный статус, будут освобождены от сдачи практического экзамена НОК по охранной квалификации, предусматривающей использование оружия, спецсредств и применения защитных приемов физической силы.