Замечания 4.0 по проекту квалификации “Работник по обеспечению безопасности”
В соответствии с порядком утверждения проектов квалификаций (приказ Минтруда России от 12.12.2016 года № 726) через НАРК в адрес СПК НСБ поступают замечания от уполномоченных ФОИВ на проект квалификации «Работник в области безопасности» (2 квалификационный уровень), которые Совет обязан рассмотреть и высказать свою позицию :
Замечания Минтруд по самозанятым
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по замечаниям, касающихся исключения закона, требований к образованию и изменению наименования квалификации.
Требование об исключении из графы федерального закона, на основании которого разработана квалификация является прерогативой Правительства Российской Федерации. Подобные самовольные действия со стороны исполнителей в решающей степени блокируют исполнение национальных проектов, федеральных программ и проектов вне зависимости от того, какую сферу трудовых отношений, игнориуемый в силу подобных причин (указаний) закон, регулирует. Ни СПК НСБ, ни НАРК, ни НСПК не имеют права брать на себя подобную ответственность. Адресация подобного требования к разработчикам ошибочна, а мотивация ничтожна, так как ни один федеральный закон по своему юридическому статусу не содержит квалификационных требований, которые и разрабатываются во исполнение действующих федеральных законов Советами, входящими в НСПК.
Просьба Минтруда России указать требования к образованию в соответствии с ПС или внести изменения его текст утвержденным в 2015 году входит в противоречие с действующим законодательством и планами Правительства в отношении развития института самозанятых граждан начиная с 2019 года.
Квалификация «Работник по обеспечению безопасности» (2 уровень квалификациий) прошла требуемое общественно-профессиональное обсуждение со всеми крупными государственными корпорациями и ведущими российскими объединениями работодателей – РСПП, ТПП и МКПП без замечаний. (Приложение № 4 к пакету документов) Эта квалификация с текущим ежемесячным федеральным приростом количества самозанятых граждан в 120 тысяччеловек – одна из самых востребованных на рынке (Приложения № 8-9 к пакету документов). Данная квалификация разработана в рамках исполнения федерального проекта “Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами” (госпрограмма “Экономическое развитие и инновационная экономика”, подпрограмма “Развитие малого и среднего предпринимательства” – Директор проекта зам. Министра Экономразвития России Илюшникова Т.А.) в рамках Национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” куратором которого является Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Белоусов А.Р Сроки реализации – 15.10.2018 по 31.12.2024.
В рамках данных НПА обеспечение безопасности силами самозанятых граждан законодательно признано нелицензируемым видом деятельности по результатам которого гражданин платит в бюджет установленные налоги. Самозанятость как социальный статус не является видом профессиональной деятельности, и поэтому оно не может быть классифицировано или включено в профильных классификаторы занятости, видов экономической деятельности, перечни должностей, професий и т.д.
Так как услуга по обеспечению безопасности оказывается в натуральном виде, а предмет труда самозанятого гражданина является переменным в объеме неустанавливаемого множества и социальный статус “самозанятый гражданин” не является профессией, то создание отдельного профессионального стандарта “для самозанятых” невозможно, а обучение беспредметно в принципе. При этом в каждом отдельном случае охранная услуга, как предмет договора (труда), регламентируется национальным охранным стандартом ГОСТ Р (уполномоченный ФОИВ – Росстандарт).
Заключая трудовой договор с одим работодателем, работник за один рабочий день может перевезти груз или пассажира, встретить, сопроводить, проводить указанных работодателем лиц, обеспечить допуск и наблюдение за установленным объектом, обеспечить контроль указанных процессов, содействовать проведению должным порядком мероприятия, работ или иных конкретно указанных работодателем процессов и т.д. Подобные услуги он может оказывать неограниченному количеству работодателей, в том числе и юридическим лицам. (Приложение № 8 пакета документов).
В тексте базового ПС в графе «Тербования к образованию и обучению» для ОТФ A значится “среднее общее образование”, которое соответствует по сути указанному в проекте квалификации действующему в настоящее время термину “основное общее образование”. Так как обучение самозанятых не является требованием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”, невозможно в принципе, то по сути является безосновательным и чрезмерным обременением и следовательно, имеет все признаки навязываемой государством услуги, разработчик исключил профессиональное обучение из требований к данному уровню квалификации для потенциально более чем 700 000 граждан, сочтя наличие для соискателей указанного образования необходимо-достаточным.
Исходя из того, что действующее законодательство считает, что самозанятый работник не обязан быть охранником, а охраннику не запрещается быть квалифицированным специалистом, то любая инициатива по приведению наименования проекта квалификации “Работник в области безопасности” в соответствие со “спецификой” ПС “Работник по обеспечению охраны образовательных организаций “ противоречит требованиям Минтруда России, так как действующее законодательство не предусматривает такое ВПД и нет такой услуги, как “Обеспечение охраны образовательных организаций”. Действующим законодательством для частной охраны установлена услуга “охрана объектов и (или) имущества…”. Количество и наименования услуг для самозанятых граждан не установлено и следовательно, не ограничено.
В связи с вышеизложенным, направление Минтруда Росиси проекта квалификации в Федеральную службу национальной гвардии Российской Федерации выглядит беспредметной инициативой, так как действующий Федеральный закон от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, являющийся предметом и сферой контроля Росгвардии, деятельность самозанятых граждан не регламентирует, термином “безопасность” не оперирует и следовательно, ни при каких обстоятельствах не имеет отношения к виду деятельности “обеспечение безопасности”.
При этом, у Минэкономразвития, Минфина, Минпросвещения, Минобрнауки России замечаний к указанному проекту квалификации нет (Приложение № 9 пакета документов) как и ведущих российских работодателей в том чсиле и РСПП и ТПП РФ (Приложение № 4 пакета документов).
Замечания Росгвардии по самозанятым.
Федеральная служба национальной гвардии Российской Федерации по вопросам отнесения ТФ к деятельности частных охранников, положений по установлению квалификационных требований и соответствии проекта квалификации действующему законодательству.
Мы с уважением относимся к коллегам из правоохранительных органов и профильных войск, но вынуждены обратить их внимание на то, что СПК НСБ не в первый раз сталкивается с анонимными заключениями на разрабатываемые Советом охранные стандарты и квалификации. «Замечания и предложения…», составляющие содержательную часть предмета обсуждения, как приложение № 1 на 1 листе и только в адрес к письму № 1/8642 от 07.10.2021года к сожалению не содержат сведений ни подразделения, ни должности ответственного руководителя, ни расшифровки фамилии подписанта. Тем не менее, СПК НСБ, представляя интересы профессионального охранного сообщества, считает себя в этой связи обязанным изложить свою позицию по сути вопроса, так как Советом разработаны охранные ПС и квалификации, которые предстоит рассмотреть коллегам из Росгвардии именно и исключительно в законодательно установленной сфере их ответственности.
При всем уважении к заместителю директора Росгвардии в лице господина С. Лебедева (по подписи), разработчик проекта квалификации не понимает смысла фразы «При этом содержащиеся в проекте «Работник в области безопасности» наименования трудовых функций профессионального стандарта относятся к профессиональной квалификаций должности «Охранник» (4 разряда)» (пунктуация неизвестного автора полностью сохранена).
Рассматриваемая НСПК квалификация «Работник в области безопасности» (2 квалификационного уровня) никакого отношения к «профессиональной квалификаций должности «Охранник» (4 разряда)» не имеет и иметь не может. Должность работника или руководителя не квалифицируется. Профессиональные стандарты на должности не создаются. Квалификация присваивается ее соискателю по результату профессионального экзамена. Трудовые функции ложатся в основу квалификационных требований определенного уровня и в дальнейшем являются неотъемлемой частью трудового договора. При формировании проекта квалификации «Работник в области безопасности» (2 квалификационного уровня) СПК НСБ в достаточной степени изучил буквы и дух действующего Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” и пришел к однозначному выводу, что самозанятые граждане, оказывающие услуги по обеспечению безопасности в режиме налога на професиональную деятельность (НПД) никакого отношения к частной охранной деятельности не меют. Точно так же к частной охранной деятельности не имеют отношение и ВПД “Телохранитель”, в отношении которого нормативные сведения или требования в указанном законе не предусмотрены.
Несоответствие Федеральных законов “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” и “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” объясняется их различной правовой природой, так как на федеральном уровне они регулируют абсолютно разные сферы экономических отношений.
Замечания по поводу отсутствия документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по данной квалификации устанавливаются разработчиком с учетом результатов общественного обсуждения данной квалификации. Из анонимного заключения не понятно какому именно закону по мнению Росгвардии ( как значится в расшифровке подписи) не соовтетствует проект квалификации «Работник в области безопасности» (2 квалификационного уровня).
В связи с вышеизложенным, прошу Вас представить данную позицию СПК НСБ по замечаниям от указанных ФОИВ, перед членами НПСК на планируемом 8 декабря 2021 года заседании Национального Совета по вопросу утверждения проекта квалификации “Работник в области безопасности”, обратив особое внимание на отсутсвие замечаний от уполномоченного ФОИВ в области созданий условий для самозанятых граждан.