Д/П № 3. НОК и Росгвардия РФ
Росгвардия России
24 января 2020 года Минюст РФ за № 57271 зарегистрировал Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.11.2019 № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств».
Росгвардия проверки №387
Этот приказ в полной мере соответствует положению ст. 16. “Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия” . Федерального Закона № 2487-1 “частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.» во исполнение которой данный документ и был создан.
Примечательно, что по результатам проверки охраннику выдается акт проверки (п. 25. Приказа № 387).
Также важно, что согласно п.4 данного приказа проверке подлежат частные охранники и работники. Телохранители и инкассаторы в данном перечне отсутствуют.
СПК НСБ не ставит целью рассмотреть коррупционность и законность самого порядка существующей уже десять лет процедуры периодических проверок ГУ УЛРР и ГК Росгваридии. Это вопрос к Прокуратуре.
Предметом периодической проверки в приказе № 387 является “пригодность к действиям” – то есть, квалификация работника.
В широком смысле квалификация – это степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.
СПК НСБ № 032
После вступления в полную силу Федерального закона от 03 июля 2016 г. No 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации” согласно п.7 ст. 7 данного закона, квалификация работника подтверждается квалификационным удостоверением, выдаваемым ЦОК после утверждения СПК результатов профессионального экзамена. Это документ утвержденного государством образца.
– Федеральный закон от 03 июля 2016 г. No 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
– Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. No 1204);
– Положение о требованиях к центрам оценки квали- фикаций и порядке отбора организаций для наделения их полномочиями
по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий (приказ Минтруда России от 19 декабря 2016 г. No 759н);
– Положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации (приказ Минтруда России от 01 ноября 2016 г. No 601н);
– Порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним,
а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре (приказ Минтруда России от 15 ноября 2016 г. No 649н);
– Положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации,
на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации (приказ Минтруда России от 12 декабря 2016 г. No 726н).
Цель НОК – установить, готов ли соискатель выполнять трудовые функции, составляющие содержание искомой квалификации.
НОК в свою очередь :
– основана на принципах критериально ориентированного оценивания, т. е. на сопоставлении квалификации соискателя с нормой (эталоном) – положениями профессионального стандарта (ПС) или
квалификационных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (результат этого сопоставления выражается с помощью ди-
хотомической шкалы – соответствует / не соответствует).
В число наиболее значимых принципов (правил) оценивания квалификаций входят:
– независимость оценки – независимость от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организа- ции; это оценка «от имени» профессионального сообщества; – интегративный характер оценивания – создание усло- вий для проявления комплексной готовности применять зна- ния и умения, осуществлять необходимые трудовые действия,которые обеспечивают выполнение трудовых функций;
– объективность оценивания – оценивание на основании диагностичных, объективно значимых для качества выполнения деятельности и признаваемых любым экспертом критериев;
– оптимальная достаточность содержания оценки – предметом оценивания могут быть не все положения ПС, включенные в описание квалификации, а ключевые, определяющие для данной квалификации (те, при отсутствии которых выполнение деятельности невозможно или цена ошибки слишком высока);
– этапность оценивания – профессиональный экзамен включает теоретическую и практическую часть: от запроса профессионально значимой информации к выполнению трудовых действий (негативный результат теоретического части экзамена делает невозможным переход к практической части);
– итерационный характер разработки оценочных средств (ОС) – на каждом последующем шаге создания ОС пересматривается и уточняется содержание предыдущих; результаты анализа используются для совершенствования проектов ОС.
В ходе разработки ОС активно применяются аппарат квалиметрии и инструментарий тестологии.
Правовая сторона вопроса
НПА – Нормативно-правовые акты
По своему статусу и юридической силе два Федеральный закона № 238 “О независимой оценке квалификации” и № 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” равны. Но последний, в отличие от оппонирующего ему закона, не содержит квалификационных требований к охранникам или работникам организаций с особыми уставными задачами, которые формирует в своем приказе и по своему усмотрению Росгвардия. В правовом отношении -в ситуации с НОК проверка Росгвардии рассматривается работником как вторичный контроль со стороны государства, что нарушает его конституционное право на защиту личных интересов.
Требования проверки Росгвардии и НОК сравнение и анализ
Квалификационный экзамен имеет свою специфику и основан на “стандартных” во всех смыслах требованиях, которые предъявляются к соискателю квалификации. Требования обязаны быть разработаны с учетом практики выполнения работником указанных в стандарте трудовых функций. Навыки, по которым проводится экзамен обязаны быть проверяемыми и регламентированными законом.
Заниженные требования ведут к деформации профессии и не гарантируют потребителю качество выполняемой услуги и в отдельных случаях ставят под угрозу жизнь и здоровье как работника, так и третьих лиц. Завышенные или необоснованные требования ведут к сокращению личного состава работников н рынке.
Вопрос требований – это краеугольный камень в квалификационном фундаменте и он является предметом обсуждения специалистов в отдельных дисциплинах.
В связи с вышеизложенным складывается ситуация требующая официальной позиции Правительства РФ по вопросу обязательности прохождения периодических проверок квалифицированными работниками (охранниками) .
Данная ситуация должна быть разрешена и ввиду подготовки нового закона о ЧОД.
СПК НСБ открывает Делопроизводство № 3 по данному вопросу и готовит запрос в соответствующие инстанции с просьбой предоставить в свое распоряжение официальную позицию Правительства РФ по данной ситуации двойного контроля работника, которая рассматривается как правовая коллизия и требует немедленного разрешения.
На странице будет публиковаться официальная переписка по данному вопросу.